«Правительство готовит нам революцию в жилищном вопросе». Так называлась статья, опубликованная в нашей газете 6 мая на базе материалов дискуссии в министерстве строительства и регионального развития о новом проекте закона о кондоминиуме. Муниципальный советник Виктор Гурэу, известный своим неравнодушием к проблемам кишиневцев, прокомментировал новую стратегию власти в жилищном вопросе.
Ипотека – антинародный проект
– Предмет основных разногласий по проекту закона о кондоминиуме – статья об ипотеке. Суть в том, что долг жильца за коммунальные услуги передается банку, который его взыскивает с применением уже апробированных инструментов – отъема жилья через суд с привлечением судебных исполнителей. Что вы об этом думаете?
– Появляется все больше копий с западной практики, таких антисоциальных, как ипотека. Это очередной проект во имя удовлетворения интересов бизнеса финансово-инвестиционного характера. Такая система существует в США, она оставляет человека одного лицом к лицу с финансовыми структурами и компаниями, которые оказывают услуги. Но экономическая система Европы всегда традиционно отличалась от американской. Она ставит акцент на социальные гарантии.
Что случилось в Америке с их ипотекой? Это был карточный домик. Начался кризис, упал спрос, росли неплатежи, и система рухнула, потому что она была специально надута, чтобы дать возможность заработать компаниям, которые лоббировали свои интересы во власти. Это называют страной свободной экономики! На самом деле это административный либерализм: бюрократы у власти продают свою подпись, создавая благоприятные условия для одной части общества, которая получает неимоверные доходы в ущерб остальной части – народу. Это дикий капитализм, который приводит к естественному отбору: бедные разоряются и гибнут, богатые наживаются и процветают.
– У нас от нового закона тожевыиграют богатые?
– Да, потому, что только для бедных проблематично оплатить счета. Тарифная политика угнетает большинство, а жалкая кучка людей получает выгоду.
На первом этапе власть захватывает финансово-кредитные учреждения и устанавливает над ними контроль. Второй этап – захват предприятий – поставщиков услуг. Их роль – выкачивать деньги из карманов рядовых граждан путем несправедливой тарифной политики. Над самой тарифной политикой сразу же устанавливается контроль: из этой сферы идут доходы, которые не требуют инвестиций.
Ипотека увяжет все эти элементы: власть будет устанавливать непосильные тарифы, а банки – давать кредиты под залог жилья тем, кто не сможет оплачивать счета.
Столичные советники предлагают создать обменный фонд жилья
– Будут ли строить социальное жилье для тех, кто останется за бортом?
– Не думаю, что сегодня кто-то будет реализовывать социальные программы. Этим могут заниматься люди во власти, озабоченные оздоровлением общества, а не борющиеся за имидж, политический пиар и материальные дивиденды.
Фракция ПКРМ в МСК готовит предложения по оздоровлению ситуации с платежеспособностью граждан. Речь идет о создании в столичном муниципии фонда обменного жилья. Когда гражданин не может содержать трех-четырех-комнатную квартиру – муниципий должен ему предложить более экономичную квартиру. В нормальных странах такая система существует.
Работа такого фонда позволит решить многие вопросы: вырастет уровень платежей за коммунальные услуги, уменьшатся долги, оздоровятся отношения на рынке вторичного жилья. Есть один аспект, о котором редко кто говорит: ежегодно муниципальные власти выделяют большие деньги на материальную поддержку и платежи за коммунальные услуги. Мы сейчас анализируем объемы этих платежей. Во что они обходятся столице? Не пора ли проверить экономическую эффективность расходования этих средств?
Сейчас эти деньги просто делят в обстановке низкого профессионализма ответственных за это чиновников, в отсутствие системности в решении проблемы.
Где желающие подключиться к обсуждению проекта закона о кондоминиуме?
– 7,5 тысяч читателей прочитали в нашей газете статью «Правительство готовит нам революцию в жилищном вопросе», почти 5 тысяч человек – на сайте, люди звонят каждый день в редакцию, оставляют комментарии на сайте. Но ни одна партия не высказала свое отношение к поднятой проблеме. Почему?
– Но ведь и горожане по большому счету молчат и ничего не предпринимают. Если бы граждане были в курсе хотя бы 10 процентов того, что происходит в местных органах власти – это были бы другие люди. У нас нет как такового гражданского общества. То, что нам показывают, – партийные трюки: считанные активисты выдают себя за выразителей мнения народа.
Гражданское общество формируется вместе с обществом и моделируется исходя из стратегических задач. Нет нормальных партий, нет и гражданского общества, нет желающих подключиться к обсуждению проекта нового закона о кондоминиуме. Если такого обсуждения не будет, если не выработают новые положения – будут серьезные последствия.
Кондомиумам нужно запретить заниматься коммерческой деятельностью, иначе они все распродадут
В повестку дня МСК постоянно включают вопросы о передаче придомовых территорий в собственность ассоциаций. Но для этого нет базы – зональных и локальных урбанистических планов в деталях. Только это создаст возможности гасить очаги напряженности между ассоциациями.
Второе: должен быть разработан четкий перечень мер, которые позволят контролировать вопросы использования этих территорий только в целях управления многоквартирными домами.
Третье: должен быть законодательно закреплен тот факт, что право собственности на эти земли никогда не будет передано, потому что ассоциации и кондоминиумы не имеют право заниматься коммерческой деятельностью. Это общественные организации самоуправления, нельзя дать им возможность превратится в коммерческие структуры, торгующие землей. У нас уже есть множество примеров, когда председатель кооператива заключает договор, реализуя противозаконную схему.
–Ни одна ассоциация до сих пор не получила придомовую территорию в собственность.
– Это так. На последнем заседании муниципального совета вернули МСК право решать земельные вопросы.
–Но примэрия тоже продает придомовые территории. Ей – можно?
– Не имеет право мэрия продавать придомовые территории. Но она вопреки всему подписывает разного рода разрешительные документы, которые рождают тяжбы.
Генпрокуратура в роли застройщика
– Как после принятия нового закона изменятся цены на рынке недвижимости? Будут ли покупать жилье на вторичном рынке? Или новый закон о кондоминиуме направлен на то, чтобы стимулировать приобретение нового жилья?
– Не думаю, что новый закон резко изменит направление продаж. Есть множество факторов, например – безопасность. После пожара в мансарде по улице Индепенденцей, 10, упал спрос на это жилье, люди задумались и о сейсмостойкости. В целом они перестали бояться обсуждать проблемы строительства мансард, и это радует.
Рынок недвижимости в основном живет за счет денег гастарбайтеров. И все, кто инвестирует в рынок недвижимости, стараются эти деньги забрать. Другой интересный феномен – превращение институтов власти в застройщиков. Генпрокуратура строит дома, Высший совет магистратуры, парламент, больницы на своей территории…
Еще один штрих – спекуляции на рынке недвижимости. Имея излишек капитала, граждане инвестируют в недвижимость. Это плохо – создает нестабильный рынок. Такой бизнесмен покупает новую недвижимость, потому что на рынке вторичного жилья инвестиции нерентабельны: вторичное жилье требует больших затрат на коммунальные услуги и ремонт. Если же на рынке увеличится количество вторичного жилья – местная власть должна, предвидя это, разработать регламент для урегулирования проблемы.
Проблему может решить фонд долгосрочного развития Кишинева. В этом случае ресурсы города будут использованы с наибольшей экономической эффективностью и в интересах всех граждан. Нужно приступить к разработке нового генерального плана на 20-25 лет. В него обязательно должны войти планы развития транспортных схем, парковок, урбанистических локальных зон. Тогда мы сможем приглашать экономических агентов инвестировать в развитие секторов.
Жэкам дадут 340 миллионов
– Что будет с жэками?
– Их надо ликвидировать. Неправда, что они самоокупаемы. Ежегодно муниципальному управление жилищно-коммунального хозяйства выделяют сотни миллионов лей. В этом году запланировано выделить 340 миллионов.
– По новому проекту закона о кондоминиумах часть жэков планируется перепрофилировать в управляющие компании.
– Основная задача сейчас – научить людей защищать свои права. Не делали жэки этого раньше и не будут делать никогда. Редко кто из жильцов хочет узнать, какие деньги поступают в жэки и как расходуются, а зря.
Защита от дурака и мошенника
– Как защититься жильцам, если кондоминиум возглавит бестолковый человек или мошенник?
– Закон позволяет защищаться менять форму, содержание и качество жизни. Ассоциацию или кондоминиум нужно рассматривать как группу людей, которые коллективно защищают свои права. Ведь граждане решают самоорганизоваться во имя управления общим имуществом.
Многие проблемы уйдут, если все коммунальные платежи будут перечисляться персонально Кондоминиум не должен быть посредником. Сбор денег за услуги через кондоминиумы или ассоциации с последующей оплатой – это уже коммерческая деятельность. Жилец не делегировал этому общественному объединению полномочия от своего имени подписывать договор с поставщиком коммунальных услуг. Каждое предприятие должно подписывать договор с собственником жилья. Если дело обстоит иначе – есть суд.
Вступление в кондоминиум – добровольное
–Права и обязанности собственников и администраторов будет регламентировать новый закон о кондоминиуме.
– Если вступление в ассоциацию не является добровольным, то новый закон войдет в противоречие с множеством законов. Ни один закон не должен носить репрессивного характера по отношению к гражданам. То, что готовят нам сегодня, с профессиональной точки зрения – импотенция. Нельзя переложить на граждан всю ответственность за состояние жилищного фонда. Если власть ответственна – она создает справедливые, качественные и защищающие граждан положения.
Ассоциация подразумевает добровольное вступление. И каждый гражданин имеет право заключать договоры и нести ответственность за свою жилплощадь.
– Нам говорят, что, если жильцы не вложатся в ремонт старого жилого фонда, то через 30 лет он развалится.
– Новый жилой фонд имеет новую инфраструктуру, которая и передается ассоциации, в которую граждане вступают на добровольной основе. Со старым жилым фондом все иначе. И если владельцы жилья не желают вступать в ассоциации – вопрос содержания должен решать собственник, в данном случае – муниципальная власть. Она должна установить единые тарифы на содержания нежилого фонда.
Кто отвечает за Ворота города?
– Должны ли муниципальные власти участвовать в эксплуатации домов, которые определяют облик города, примечательны с точки зрения архитектуры?
– К таким нетиповым проектам можно отнести многоквартирные Ворота города», «Ромашку», дома на улице Измаил, некоторые дома на Чеканах. Это нетиповые проекты: отдельная лифтовая комната и незастекленная лестничная площадка, которая нередко превращается в бомжатник, отдельные машинные помещения и элеваторные узлы. Они должны остаться в сфере интересов примэрии, должно быть создано управление их эксплуатации. Кондоминиумы не смогут на себя взвалить такую ответственность.
Электронный кондоминиум
– В странах СНГ разрабатывается закон, который потребует, чтобы все ассоциации владельцев приватизированного жилья размещали информацию о своей деятельности на сайте. Мы предлагаем создать такие сайты в каждом городе, объединяя все кондоминиумы. Примэрии это по силам. А руководителя кондоминиума обязать размещать информацию. Авторы проекта об этом и слышать не хотят.
– Это новый подход – и совершенно правильный. Одновременно власть обязана применять все другие меры социальной защиты и информирования граждан, в том числе и о том, что им делать, если они не могут платить.
Еще раз повторю: не должна власть оставлять стариков в трех-четырех- комнатных квартирах, если они не могут платить. Мы не имеем права, как предлагает новый закон, выгнать людей на улицы, забрав у них квартиры. Мы, что, хотим превратить Кишинев в бомжатник? Нужно строить социальное жилье типа общежитий. В том числе и для подростков – выпускников интернатов, которые по достижении совершеннолетия остаются на улице. Пора решать и такие вопросы. Если вечно думать только о бизнесе – потеряем все.